Аналитика

17.10.2012

Давай, посмотрим на наши отношения по-новому.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы находятся в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями (РСО) - поставщиками коммунальных ресурсов. Без ресурсов невозможно оказать коммунальную услугу конечному потребителю – жильцу в многоквартирном доме. Стороны этих договорных отношений, как водится, практически все время находятся в состоянии взаимных претензий относительно процесса и результата исполнения договорных обязательств. Поставщик хотел бы быстрых и стопроцентных финансовых расчетов за поставленный ресурс, а организации, обслуживающие жилой фонд, - за хорошие деньги хороший ресурс.

В связи с принятием Правительством РФ Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (Постановление №124 от 14 февраля 2012 г.), и те и другие могут по-новому посмотреть на заключенные договора ресурсоснабжения. Посмотреть, проанализировать, отметить выгодные для себя новшества и инициировать процесс перезаключения договора.

 

При этом обе стороны должны принять во внимание следующее:

1. Правила предусматривают особый порядок заключения договора ресурсоснабжения, который отличается от общего порядка. Строго прописаны сроки выставления оферты и его акцептирования, случае и сроки понуждения к заключению договора, случае отказа в заключении договора и др. Цель установленного порядка сводится к тому, чтобы у каждого исполнителя коммунальных услуг были договорные отношения с РСО. Кроме того продвигается принцип «один многоквартирный дом – один договор ресурсоснабжения». 

 

2. В настоящее время договорные отношения между исполнителем (УК, ТСЖ, ЖК) и потребителем коммунальных услуг урегулированы специальными правилами, которые по своей природе ближе к жилищному законодательству. Отношения же РСО и  исполнителями урегулированы гражданским законодательством и разными техническими правилами (нормами). Это приводит к тому, что механизмы правового регулирования технологически взаимосвязанных между собой процессов (РСО ↔ исполнитель коммунальных услуг; исполнитель ↔ потребитель коммунальных услуг) существуют отдельно друг от друга.

В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №124, видно, что идет попытка приблизить эти правовые механизмы. Это делается за счет распространения на договорные отношения между РСО и УК (ТСЖ, ЖК) Правил предоставления коммунальных услуг. При формировании договорных отношений между РСО и ТСЖ теперь будет учитываться характер договорных отношений между УК (ТСЖ, ЖК) и потребителями коммунальных услуг. Отсюда у РСО меньше возможностей за счет манипуляций с несовершенным законодательством оставлять исполнителя коммунальных услуг наедине с потребителем, недовольным качеством коммунального ресурса.

 

3. Сегодня при отсутствии общедомовых приборов учета коммунального ресурса или при временном выходе их из строя для определения объема потребленного коммунального ресурса РСО, как правило, применяется понятный только для узкого круга лиц «расчетный способ». Это вызывает недовольство исполнителей коммунальных услуг, особенно, ТСЖ, т.к. им приходится собирать деньги с жителей по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам. Что приводит к появлению коммунальных долгов ТСЖ перед РСО, которые хочешь - не хочешь надо заплатить (рубильник в руках у РСО). Принятыми Правилами предлагаются вместо расчетного способа (метода договорных нагрузок, балансового метода)  использовать простые и единые формулы.

 

4. В Правилах достаточно много императивных правил, которые по всей видимости должны найти отражение в действующих договорах ресурсоснабжения между РСО и УК (ТСЖ, ЖК). К примеру, в договоре ресурсоснабжения обязательно должны быть предусмотрены меры ответственности РСО за нарушение показателей качества и объема поставляемого коммунального ресурса, явившейся причиной нарушения обязательств УК (ТСЖ, ЖК) перед потребителями. Это помимо снижения платы за плохой коммунальный ресурс. Надо признать, что действующие договоры ресурсоснабжения имеют явный перекос в сторону интересов РСО. Потому в них нет и намека на эффективные и работающие меры ответственности РСО перед УК (ТСЖ, ЖК).


Вернуться к списку...
  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее