Актуально
20.06.2016
Срок давности по нарушениям для «управдомов» увеличен в шесть раз
Управляющие компании и ТСЖ за нарушения правил содержания общего имущества в доме теперь могут быть привлечены к ответственности в течение года
Только в прошлом году за нарушение жилищного законодательства в Томской области были оштрафованы десятки управляющих компаний на общую сумму 7,6 миллиона рублей. Три четверти обращений, поступающих в областной департамент ЖКХ и госжилнадзора, касаются содержания и ремонта жилья, начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и нарушения уровня и режима обеспечения услугами. С недавних пор в отношении нерадивых УК законодательство существенно ужесточилось: теперь их серьезно штрафуют за некачественные услуги и за неверно выставленную квитанцию. Кроме того, срок давности по нарушениям для «управ» и ТСЖ увеличился с двух месяцев до одного года. Эксперты говорят о необходимости усиления контроля за работой УК и ТСЖ не только со стороны надзорных органов, но и самих собственников жилья.
Жалуйтесь на свои УК и пусть их штрафуют!
Как сообщил глава областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев, подавляющее большинство обращений на нерадивые управляющие компании и ТСЖ поступает от жителей Томска - 89 процентов. Затем идет Северск - 4 процентов, Томский и Асиновский районы - по 2 процента, Стрежевой - 1 процентов и менее 2 процентов приходится на все остальные районы.
- Чаще всего к административной ответственности привлекаются руководители и компании ООО «УК «Ремстройбыт», ООО «УК «Жилфонд» и ООО «Жилсервис «Черемошники» - в Томске, ООО УК «КомФорт» - в Северске и ООО «УК «Содружество-С» - в Асино, - отметили в ведомстве.
Все чаще управляющие компании привлекаются к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилья. Так, по результатам рассмотрения обращения жителя, проживающего в доме № 22 по ул. Говорова в Томске, областной департамент ЖКХ и госжилнадзора оштрафовал на 40 тысяч рублей ООО «Томская УК». Данная управляющая компания допустила свалки строительного и бытового мусора в подвале и подтопление подвала канализационными стоками. Суд признал законным привлечение УК к административной ответственности.
Также по статье 7.22 КоАП РФ была оштрафована на 40 тысяч ООО «Академическое». На эту управляющую компанию пожаловался житель дома №102/1 по ул. Сибирской. Правда, арбитражный суд отменил постановление департамента в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности. Однако седьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.
Здесь нужно отметить важный момент. Еще в марте прошлого года на этот счет вышло разъяснение Верховного суда. Согласно ему управляющая компания, оказывая услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, находится с жильцами дома в правоотношениях, на которые распространяется требование федерального закона «О защите прав потребителей». Соответственно срок давности по таким делам составляет один год. До этого момента действовала иная судебная практика, в соответствии с которой судами признавался двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности УК и ТСЖ за нарушения правил содержания и ремонта общего имущества.
Жильцы получат компенсации за некачественные коммунальные услуги
Кроме того, с января 2016 года начали действовать дополнительные санкции в отношении УК, не выполняющие требования по должному содержанию и ремонту обслуживаемого дома. За мутную воду из-под крана, неубранный мусор или лишние нули в квитанциях управляющие компании будут платить штрафы в пользу жильцов. До этого момента, если «укашки» незаконно начисляли платежи, то они просто компенсировали собственнику излишне начисленные средства. Теперь же нарушители обязаны не только сделать перерасчет, но и заплатить штраф пострадавшему собственнику квартиры: за некачественную услугу - 30 процентов от ее стоимости, а в случае неверно выставленной квитанции - 50 процентов от ошибочной суммы.
- Но чтобы получить компенсацию, неправомерные действия «управдома» еще надо доказать - например, привести в суд свидетелей. Ими могут стать соседи, которых можно собрать в случае отключения воды или света, - объясняет томский юрист в сфере ЖКХ, эксперт региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни» Владимир Фурсин. - Жалобу надо будет передать в региональный департамент ЖКХ и госжилнадзора, где проведут расследование и выяснят - это вина управдома или поставщиков. И уже потом документы попадут в суд.
Конечно, компенсацию на руки жильцы не получат - штраф вычтут из суммы квитанции за следующий месяц. То есть фактически виновник заплатит за услуги, которыми воспользовались граждане.
- Это, с одной стороны, для человека хорошо, а с другой стороны, стимулирует УК и ресурсоснабжающие организации, компанию не делать ошибок, - отметил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. - Если проблема возникла их вине, например, с горячей водой, теперь компании будут очень быстро реагировать на устранение жалоб потребителей.
«Укашкам» проще заплатить штраф, чем начать нормально работать?
В общем теперь некачественно выполнять свои обязанности или выставлять неправильные счета на оплату управляющим компаниям станет попросту невыгодно. А если УК и дальше будет «забывать» выполнять свои прямые обязанности, то ее ждет отзыв лицензии
- До принятия закона о лицензировании поменять управляющую компанию, даже если она работала плохо, было сложно, - говорит заместитель руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Родион Газизов. - Сейчас есть реальный рычаг, позволяющий помогать недовольным жителям разбираться с недобросовестной управляющей компанией.
В то же время, томские эксперты Народного фронта подчеркивают, что контроль со стороны надзорных органов, в частности Госжилинспекции – этот хорошо, но порядок в доме все равно невозможно навести без общественного контроля
- Сегодня по разным причинам большинство жильцов не принимают участия в управлении своим домом, не ходят на общие собрания, - констатирует эксперт ОНФ, председатель Томского союза собственников жилья, глава Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Чингис Цыренжапов. - Но эта пассивность часто объясняется высоким уровнем недоверия к управляющим компаниям. Люди сознательно отказываются участвовать в управлении своим домом, они считают, что их обманывают. Жители зачастую жалуются: «мы платим-платим, а ничего не меняется к лучшему». И у собственника возникает вопрос, на который ему никто не отвечает: «где наши деньги»?
По словам Чингиса Цыренжапова, сами «управдомы» особо ничего и не делают, чтобы преодолеть это недоверие. Недаром президент как-то назвал управляющие компании «микроквазимонополистами», которые способны забить в тариф все, что угодно и требовать оплаты
- «Наши «управы» довольны такой ситуацией, - подчеркивает Цыренжапов. - Ведь недоверие жителей не приводит к уменьшению денежного потока: люди возмущаются, но платят деньги по привычке в том числе и потому, что сегодня на рынке жилищных услуг нет реальной конкуренции. У людей нет альтернативы. Особенно остро эта проблема стоит в небольших сельских поселениях. Там УК зачастую могут ничего не делать и просто собирать деньги. Но даже в 600-тысячном Томске нет конкуренции, об этом свидетельствует отсутствие рекламы УК. И вправду, зачем «управдомам» рекламировать свои услуги, если клиент намертво и пожизненно привязан к своей управляющей компании?
Как говорят эксперты томского ОНФ, очень часто со стороны УК томичи встречают ожесточенное противодействие. Сотрудники управляющих компаний не хотят даже поговорить с жильцами - с людьми, которые формируют фонд оплаты труда этих компаний. Пресекаются всякие попытки уйти в другую УК. Решения реальных общих собраний, проведенные самими собственниками, «управдомами» не признаются. Когда люди пытаются узнать, куда были потрачены собранные жильцами деньги, некоторые директора управляющих компаний раздражаются и уходят от ответа. Бывает, что поиск правды приводит к угрозам расправой...
Вот и получается, что томским «управам» порой легче заплатить административный штраф, чем начать делать свою работу качественно и идти навстречу потребителю услуг – собственникам жилья.
Управдомов выгонят из дома без суда
Управляющие компании, оказывающие некачественные услуги, будут отстранять от работы в доме гораздо быстрее - без суда. Гибель или травмы, полученные жильцами на территории своего же дома, могут также стать причиной моментального отзыва лицензии. Также планируется ввести внесудебный порядок лишения прав управлять конкретным домом за два грубых нарушения в год. Решение о моментальной дисквалификации будут принимать жилищные инспекторы на основании двух штрафов, которые они смогут выписывать без санкции суда. Как сообщил министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, законопроект об этом Минстрой отправил в правительство
Забрать дом у управляющей компании сегодня действительно нелегко. Судебные слушания по взысканию штрафов занимают много сил и времени. А пока идут разбирательства, управдомы-вредители продолжают работать в доме. Минтрой хочет упростить порядок лишения лицензий управляющих многоквартирными домами компаний, которые допустили нарушения, приведшие к причинению вреда здоровью человека.
Когда закон утвердят, то выгнать управдома можно будет, например, за то, что на голову жильца или просто прохожего может упасть вовремя не сбитая сосулька или снежный ком с крыши. Лицензию отнимут также сразу после того, как кто-то сломает ногу, поскользнувшись на неубранном около крыльца льду, или получит травму в неисправном лифте.
Владимир ПОГУДИН
Источник новости: газета «Итоги ВТ» № 23 от 15.06.2016