Аналитика
06.07.2016
Касается каждого. Как реформируют наше ЖКХ?
Сегодня сфера ЖКХ находится под пристальным вниманием буквально всех – и общественников, и специалистов, и, конечно же, законодателей.
Работа депутатов Госдумы 6-го созыва завершается осенью. Но именно этот состав парламента запомнится тем, что впервые создал профильный комитет по ЖКХ — социально чувствительной и важной теме. Какие успехи показало молодое ведомство, и какое наследство оно оставляет депутатам следующего созыва, АиФ.ru узнал у заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, члена фракции «Единая Россия» Александра Сидякина.
А собственник — кто?
АиФ.ru: Александр Геннадьевич, реформа ЖКХ у нас — как реформа образования. Уже кажется, что в этих словосочетаниях одно слово без другого и невозможно.
Александр Сидякин: В отношении нашей отрасли могу объяснить, почему. Тут есть два важных момента. Во-первых, Россия обладает, пожалуй, самой сложной инфраструктурой жизнеобеспечения в мире. Протяжённость наших коммунальных сетей — 548 тыс. км, почти в 1,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. Объём годового оборота в отрасли составляет 4 трлн руб. Это превосходит ВВП такой средней европейской страны, как Болгария.
Во-вторых, в основу реформы ЖКХ заложена бесплатная приватизация жилых помещений, которая только за прошедшие 5 лет продлевалась дважды. А вообще она длится больше 25 лет, и уже почти 90% жилья в собственности у людей. Кто такой собственник? Это тот, кто имеет право не только владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (например, оставить по наследству), но и обязан нести бремя содержания жилого помещения, а совокупно с другими собственниками — и общедомового имущества. Поэтому государство сейчас формирует культуру ответственного потребителя жилищно-коммунальных услуг, для которого их качество не менее важно, чем качество продуктов в магазине или сотовой связи.
А теперь — о состоянии нашего хозяйства. В 90-е ЖКХ финансировалось по остаточному принципу, дела в отрасли государство не контролировало. В итоге жилищно-бытовые проблемы только накапливались. Люди приватизировали квартиры, но не ощущали себя хозяевами своих домов.Обветшание жилого фонда сопровождалось износом коммуникаций, высокими энергозатратами, низким качеством работы управляющих компаний. Аварии происходили бесконечно. Именно поэтому понадобилось реформировать ЖКХ.Процесс этот не быстрый, учитывая количество накопившихся проблем, но касается практически каждого из 145 млн. россиян. Отсюда и устойчивость словосочетания.
Уголовное наказание
- Обидно, что наше ЖКХ, будучи одной из базовых отраслей экономики, выглядит несколько отстало по сравнению с другими странами. Когда-нибудь это изменится?
- Уже меняется. Принята стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства страны до 2020 г. Главное — не останавливаться на полпути. Отрасль устойчива к кризисам, и инвесторы начали это понимать — проявляют заинтересованность, их уже не пугают «долгие деньги», которые нужно вложить в модернизацию предприятий коммунального комплекса. Ежегодно в отрасль инвестируют около 100 млрд частных средств — это большая сумма. Правда, потребность в 5 раз выше.
- Но давайте о профильном комитете Госдумы поговорим. Зачем он понадобился?
- Раньше тематика ЖКХ была «вшита» в работу других комитетов — по строительству и земельным отношениям, по региональной политике и т.д. С 1 марта 2005 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ — через 6 лет, к началу работы этого созыва депутатов Госдумы, накопилась большая правоприменительная практика со своими изъянами и недостатками. Она требовала системных, взаимоувязанных изменений, поэтому появление профильного комитета ЖКХ стало долгожданным событием. За 5 лет он рассмотрел более 300 законопроектов. Дума приняла 20 законов, реформирующих отрасль.
- Какие решения представляются вам особенно важными?
- Важно, что введено обязательное государственное лицензирование управляющих компаний, установлены долгосрочные предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а рост тарифов ЖКХ ограничен уровнем инфляции. Кроме того, возросло финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ по программам переселения граждан из аварийного жилья.
Чтобы привести наши дома в порядок, крайне важно, что создана система финансирования капитального ремонта. А для управления ими мы упростили процедуру общего собрания — ввели очно-заочную форму голосования. Но с другой стороны, установили уголовную ответственность за фальсификацию управляющими компаниями протоколов общих собраний. Расширились полномочия советов домов, а создание их стало обязательным. Законодательство теперь предусматривает возможность оплаты труда председателей советов многоквартирных домов, ведь это большая работа.
Мы ввели штрафы в пользу граждан за некачественные коммунальные услуги и ошибки в квитанциях (двойные платёжки). С другой стороны, увеличили размер неустойки (пени) для неплательщиков за ЖКУ. Создали правовую базу для найма помещений жилищного фонда социального использования. Упростили порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства жилья экономкласса. Появилась государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в которой каждый многоквартирный дом в стране будет иметь свой электронный техпаспорт по 38 видам информации.
Большинство — за!
- Но люди-то почувствовали эти изменения?
- Начинают чувствовать. Большинство россиян (72%), принимающих участие в опросах ВЦИОМа, считают качество услуг ЖКХ, предоставляемых им по месту жительства, удовлетворительным или хорошим. Причём доля положительных оценок — «хорошо» и «отлично» — за последние полгода выросла с 21% до 27%. Динамика позитивная. Тем не менее, 53% респондентов по-прежнему считают ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства наиболее острой проблемой.
К этим данным как человек в теме хочу добавить, что важнейшие сдвиги произошли в мае 2012 г. — после президентского указа «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Была поставлена чёткая задача — переориентировать систему ЖКХ на потребителей. С той поры появилось и новое министерство — строительства и ЖКХ, которое запустило полномасштабную программу ремонта более чем 1,5 млн домов, имеющих 30-70% износа. Совокупная стоимость работ — 3,6 трлн рублей — соизмерима с ежегодным ростом ВВП, но уже к 2014 г. мы подошли с оформленным законодательным решением для запуска региональных программ капремонта. Работы много, и ей надо заниматься, в том числе в законодательном плане.
Прорыв в расселении аварийного жилья
- Два года назад в Челябинске прошёл форум «ЖКХ — новое качество», и председатель правительства Дмитрий Медведев дал тогда поручения по его итогам. Удалось ли их выполнить?
- Каждое поручение прошло проработку в профильных министерствах, и затем мы, депутаты Госдумы, приняли соответствующие законодательные решения.
Перво-наперво это ограничение роста тарифов. В 2015 г. их рост не превысил 8,7%. А с 1 июля 2016 г. тарифы не будут уже поднимать до «экономически обоснованных» — совокупный их рост (если тепло больше, то свет и вода — меньше) не превысит 4%, и к тому же ограничен уровнем инфляции. Для улучшения инвестиционного климата в сфере ЖКХ мы предусмотрели переход к долгосрочному тарифному регулированию — на несколько лет вперёд.
Последние два года стали прорывными в расселении аварийного жилья — были расселены 5,64 млн.кв.м. аварийного жилья, в новые квартиры переехали 362,5 тыс. человек. Насколько увеличились темпы реализации программы, видно, если сравнить эти цифры с показателями прежних годов. Так, в 2008-2013 годах переселили 345,6 тыс. человек из аварийного жилья площадью 5,11 млн.кв.м. Всего в 2008-2017 годах предусмотрено улучшить условия проживания более 1 миллиона человек.
Сформированы и работают региональные системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. За 2014-2015 гг. успели отремонтировать 29,3 тыс. домов общей площадью более 80 млн кв. метров. Причём ремонтировать абы как не получится: введена минимальная 5-летняя гарантия на проведённый ремонт. Перед собственниками отвечает региональный оператор, а перед региональным оператором — подрядные организации.
Какие нужды — общедомовые?
- А что с расходами на общедомовые нужды?
- Принят закон, устанавливающий, что с 1 января будущего года они должны войти в плату за содержание жилья. Однако некоторые УК стали передавать право начислять и собирать плату за коммунальные услуги ресурсноснабжающим организациям — тем самым сняли с себя обязанность соответствовать этой норме. И опять в квитанциях появились большие суммы на общедомовые нужды (ОДН). Чтобы закрыть и эту лазейку, планируется установить обязанность ресурсников начислять ОДН только в пределах установленных региональных нормативов. И тогда уже сами компании будут искать причину их роста — выявлять утечки и хищения, а не перекладывать свои недоработки на плечи жителей. Таким образом мы защитим собственников от навязываемых им необоснованных трат. И они смогут выбрать, что выгоднее: заключить договор с УК, если доверяют ей, или платить напрямую поставщикам коммунальных ресурсов.
- Пожалуй, самым ощутимым в реформе ЖКХ для всех стала новая строка в платёжках — взнос на капремонт. Почему его должны платить даже старики, которые могут не дожить до ремонта в своём доме?
- Регионам дано право освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноких пенсионеров старше 80 лет и предоставлять 50%-ную скидку тем, кому больше 70-ти, а также инвалидам I и II групп. Льгота эта коснётся почти 3 млн пожилых жителей нашей страны. Кроме того, в жилых домах во время ремонта должны обязательно устанавливать пандусы для маломобильных граждан и детских колясок.
Кстати, согласно поручениям Дмитрия Медведева, запущен масштабный совместный проект правительства и партии «Единая Россия» — «Школа грамотного потребителя». Разработана и пользуется огромной популярностью «Азбука потребителя ЖКХ». А в 80 регионах уже второй год проходят Дни соседей. По-моему, наше ЖКХ становится более современным, прозрачным и открытым.
Наследство преемникам
- И последний вопрос. Какое наследство вы оставляете своим преемникам? Что нужно будет сделать новому комитету?
- Собственно, не мы оставляем — жизнь оставляет. В первую очередь нужно разобраться с бесплатной приватизацией жилья, которая сейчас продлена до 1 марта 2017 г. — либо сделать её бессрочной, либо остановить. Ведь это приводит к тому, что в фонде социального использования остаётся всё меньше квартир, а одна из задач государства -сохранение муниципального жилищного фонда для нужд социально незащищённых граждан.
Мы начали работу с банками в отношении льготного кредитования капитального ремонта — её нужно будет завершить. А также следить за тем, как заработает новый вид вклада — специальный депозит, на котором размещаются свободные средства из фонда капремонта для защиты их от инфляции.
Кроме того, необходимо выработать механизмы переселения людей из аварийного жилья, признанного таковым уже после 1 января 2012 г.
Источник: АиФ