Новости

10.06.2015

Надвигается очередная жилищно-коммунальная революция

Вчера Государственной Думой РФ был принят в третьем окончательном чтении законопроект за № 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Принятие этого законопроекта означает очередной тектонический сдвиг в законодательстве о жилищно-коммунальном хозяйстве. И это происходит сразу вдогонку процессу лицензирования управляющих компаний, который с шумом прошел по стране.


Федеральный законодатель делает очередной и очень крупный шаг к совершенствованию механизмов государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Остается надеется, что законодатель понимает, что делает и что это последний революционный маневр в столь чувствительной к изменениям сфере общественной жизни.


О том какие томичей ждут нововведения интернет-портал «томск-жкх.рф» спрашивает у Чингиса Цыренжапова, рук. лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, канд. юрид. наук.


- Действительно, данный законопроект влечет за собой сильные изменения в порядке функционирования рынка ЖКХ. Не успели прижиться одни правила, законодатель предлагаем нам другие. Давайте, по порядку.


1. Значительным образом меняется на федеральном уровне регулирование региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. В целом, можно отметить тенденцию к упорядочиванию, усилению роли управляющих компаний и органов местного самоуправления. Большие долги на спецсчете влекут принудительную передачу средств на счет регионального оператора. Спецсчет, однозначно, становится инструментом для тех собственников жилья, которые точно понимают зачем они выбрали этот способ накопления денег на капремонт. Договоры между региональным оператором и собственниками помещений об организации капремонта ушли в историю, не получив широкого распространения. Более чем четко указано, что собственников помещений в многоквартирном доме участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капремонту в таком доме. К приемке работ будут также привлечены УК и ТСЖ.


2. Есть серьезные изменения в институте общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Протоколы и решения общих собраний признаются официальными документами и их подделка уже будет влечь за собой уголовную ответственность. Любое лицо, будь то сотрудник управляющей компании, который действует по указке начальства, будь то нерадивый собственник помещений в доме, который будет искажать волеизъявление общего собрания, по сути, в недалеком будущем будет рисковать собственной свободой и может получить ярлык «судимый». Наконец-то, будет вестись какой-то учет всех общих собраний, т.к. по некоторой схеме все протоколы будут собираться в государственном жилищном надзоре.


3. Вводится нормативный ОДН на отопление и водоотведение. ОДН на воду, электричество, отопление и водоотведение признается жилищной услугой и оплата его будет в составе платы за содержание жилого помещения. Нормативы на ОДН будут определены региональной властью. Как следствие, меняются правила начисления ОДН.


4. Далее, работа с ТБО становится коммунальной услугой. Расчет платы за вывоз ТБО теперь перестает иметь привязку к кв. метрам помещений. В сфере ТБО будут еще более значительные изменения с появлением единого регионального оператора обращения с ТБО.


5. Общее собрание собственников помещений в доме теперь вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Эта норма поможет развитию института совета многоквартирного дома. Для правильной реализации этой нормы органы местного самоуправления обязаны вести работу по стимулированию советов домов. Совет дома может принимать решение о текущем ремонте, если общее  собрание его уполномочило на это действие.


6. Исправлены недочеты по законодательной базе лицензирования УК. Правительством РФ могут быть расширены лицензионные требования. Лицензионный контроль за деятельностью УК становится более эффективным.


7. Расширяется сфере применения непосредственного способа управления МКД - с 16 квартир до 30 квартир. В домах с непосредственной формой управления ОДН остается коммунальной услугой. Понятно, что непосредственный способ управления в домах с 30 квартирами работать не будет без совета дома и обслуживающей организации.


8. Коммунальные услуги напрямую от ресурсоснабжающих организаций или от управляющих компаний – этот болезненный вопрос приобретает новую окраску. Теперь вроде все в руках самих собственников помещений в многоквартирном доме. Что решили так и будет. Хотя посмотрим куда пойдет правоприменительная практика. Но властям уже надо как следует думать над вопросом: как будет лучше для населения?


9. Вводятся штрафы в пользу потребителя коммунальной услуги при предоставлении некачественной коммунальной услуги. Кроме того, лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, также обязано уплатить потребителю штраф.


Томск-жкх.рф.


  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее