Точка зрения
26.01.2015
Непреложный принцип один: свою собственность ремонтирую сам
Чингис Цыренжапов, руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, председатель Томского союза собственников жилья
Новая система капитального ремонта многоквартирных домов постепенно входит в нашу жизнь. Обязательный платеж на капремонт уже стал одной из статей расходов семейного бюджета. Общественная дискуссия на тему капитального ремонта в основном идет в конструктивном русле. Большинство понимает непреложный принцип: свою собственность ремонтирую сам. Это логично и справедливо.
При реализации же данный принцип вызывает вопросы и опасения. Что является нормальным. С моей точки зрения, главное опасение: будут ли собственники жилья, оплачивая ремонт, проявлять интерес к новой системе капремонта многоквартинников. Думаю, это обязательное условие правильного становления самой системы и регионального оператора как управленческого «ядра» системы. При этом эффективность работы системы капремонта для конкретных собственников жилья будет выражаться в качественном ремонте конкретного дома. Это и есть основная область взаимодействия собственников жилья и регионального оператора. Думаю, не стоит уводить предметное взаимодействие относительно конкретного ремонта в конкретном доме в абстрактные рассуждения о том, что кто-то придет и за нас что-то сделает, что в результате приватизации нам досталось плохое жилье и пр.
Собственник жилья даже при великом желании не сможет решить по-новому жилищный вопрос в стране. Можно долго и эмоционально на кухне «судачить» о плохом жилье. Между тем когда-то жилищный вопрос в нашей стране был худо-бедно решен именно за счет типовой застройки ударными темпами. Сейчас же «хрущевки» нуждаются в капитальном ремонте.
Как продлить жизнь домов? Можно ждать, когда среди неба грянет гром и случится чудо: все дома в стране враз станут новыми. Если заглянуть во вчерашний день, то стыдно, но факт: чуда ждали многие, сами капитальный ремонт инициировали и делали очень немногие. Тот день отличался добровольным платежом на капремонт дома.
Правильный путь - стремиться к тому, чтобы отремонтировать свою жилую собственность. Наличие претензий к государству в политической плоскости не отменяет этого пути. В основе всего знание о том, что в регулярном капремонте нуждается квартира и дом в целом. Понятно, что если сравнивать «моя квартира» и «мой дом», то большинство выскажется в пользу «моя квартира нуждается в ремонте, а дом подождет». При этом для этого же большинства не требует доказательств тот факт, что если дом рухнет, "моя квартира" не зависнет в воздухе целенькой и невредимой. А это означает, что всем неравнодушным собственникам жилья придется какое-то внимание уделить вопросам капитального ремонта дома, где располагается "моя квартира".
Да и, собственно говоря, что есть «моя квартира»? Мой потолок – пол в квартире соседа, который живет этажом выше. Мой пол – потолок соседа снизу. Моя стена и на ней весит моя картина, увы, это межквартирная перегородка – соответственно, стена и соседа по лестничной площадке. Поэтому «моя квартира» это очень условно. Квартира – это фикция, пространство между строительными конструкциями, предназначенное для житья-бытия. Так что в техническом плане если дому будет плохо, то будет плохо всем.
Государство, понимая, что основная масса собственников жилья с равнодушием смотрит на разрушение жилья в стране, было вынуждено ввести новую систему капитального ремонта домов. Суть системы – касса взаимопомощи: сегодня скидываемся и ремонтируем твой дом, а завтра скидываемся на ремонт моего дома.
Что из этого получится? Зависит от качества управления кассой. Однако, подчеркну, результат работы всей системы капремонта на конкретном доме зависит от конкретных собственников квартир.