Точка зрения
30.04.2015
Мысли вслух о ЖКХ: часть вторая
Чингис Цыренжапов, руководитель Томского союза собственников жилья,
лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, канд. юрид. наук.
Установление размеров тарифов и нормативов в «коммуналке» - одно из проявлений государственного вмешательства. Суть тарифного инструмента в сегодняшних реалиях проста как две копейки: не допустить излишней финансовой нагрузки на потребителя-заказчика жилищно-коммунальных услуг и оставить «на плаву» ресурсоснабжающую организацию. Лицу, которому выдали этот инструмент, страшны две крайности: народный бунт или потеря поставщика. У «всепоглощающего» потребителя, который не может себе что-то позволить, бывает настроение портиться. Поэтому угроза бунта становится аргументом и для потребителя и для ресурсника и для регулятора.
Поскольку ответственность за неверное решение лежит на регуляторе, то он действует строго по инструкции и повышает «вечно повышаемую величину», не сильно раздражая потребителя и поставщика. В таких условиях говорить об экономических законах в этом процессе не совсем корректно. С другой стороны, отпустить цены в ЖКХ в свободное плавание при отсутствии конкуренции тоже нельзя. Поэтому регулятор балансирует между «экономикой» и «политикой» своего вопроса.
Наряду с тарифом существует регулятивный механизм коммунального норматива, который по сравнению с тарифным инструментом менее значим. Особенно в условиях всеобщей приборизации страны. Нормативы — это всегда отдельная история отдельного предприятия в отдельно взятом городском (сельском) поселении со своим историческим темпом роста с отдельно взятой стартовой величины. Отсюда сказать, что они завышены или занижены, все равно ничего не сказать. Возникает вопрос: относительно чего? Нормативы потребления коммунальных услуг — это вообще усредненный и предполагаемый объем потребления коммунального ресурса, альтернативный потреблению по прибору учета. Одним интересно повысить нормативы, чтобы стимулировать приборное потребление. Другим интересно их занизить, чтобы потреблять без всяких ограничений. Между тем одним из надежных показателей завышения норматива является увеличение размера совокупного долга всех потребителей, изменение его структуры.
Чего стоит добиваться в этой сфере так это обеспечения прозрачности процесса ценообразования в ЖКХ. Коммунальные тарифы и нормативы должны стать предметом общественного договора. Всем заинтересованным сторонам надо дать возможность участвовать, а, значит, понять многофакторную обоснованность тарифа (норматива). Имеется в виду потребителю в виде населения, потребителю в виде промышленности и бизнеса, потребителю в виде бюджетного сектора, парламентским партиям, профсоюзам работников ЖКХ и пр.