Точка зрения
16.08.2016
В случае с горячей водой мы наблюдаем типичное поведение обнаглевшего монополиста
Чингис Цыренжапов, председатель совета Томского союза собственников жилья,
руководитель Томского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ
- На днях замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России А. Чибис заявил, что сроки планового летнего отключения горячей воды планируется к 2020 году сократить вдвое, то есть до одной недели. Казалось бы, можно радоваться: прожить без горячей воды всего одну неделю не страшно. Но, к сожалению, для Томска это неактуально, потому что установленные правительством сроки отключения горячей воды у нас в принципе не соблюдаются.
Сейчас допустимый срок ограничения ГВС в связи с плановым ремонтом сетей - две недели. А у нас даже в официальном графике летнего ремонта запланирован трехнедельный срок отсутствия горячей воды. И многие томичи с этим смирились.
Но это неправильная позиция, это ведет к безнаказанности нарушителей. В данном случае необходимо проявлять твердость: максимум две недели перерыва и точка! Бесперебойность - одно из требований к качеству горячего водоснабжения. Если это установлено на уровне федерального правительства, то поставщики коммунального ресурса должны делать все, чтобы уложиться в эти сроки. Взяли муниципальные коммунальные сети в аренду (концессию) - извольте исполнять федеральные требования.
Как? Думайте, решайте сами! Применяйте инновационные подходы к ремонту сетей, привлекайте больше ресурсов (кадровых, финансовых, материальных) к ремонту, меняйте подрядчиков или своих менеджеров.
- Вместо этого поставщики придумали отговорку: две недели - срок для профилактики, а для ремонта срок не предусмотрен. Так менеджеры от энергетики читают нормативные документы. В свою пользу. Забавно, что мощные компании занимаются жонглированием легальными понятиями и терминами. Достойно было бы признать, извиниться и все делать для того, чтобы в следующем году уложиться строго в 14 дней.
Стоит напомнить, что горячее водоснабжение - это услуга. Такая же, как и многие другие, нужные людям. Возьмем, к примеру, медицинскую услугу. Никто не посмеет поставить ее на "капремонт" и лишить людей медицинской помощи даже на пару недель. Другие поставщики коммунального ресурса (например, холодной воды) не производят отключения на недели. Хотя у них тоже сети изношены.
В случае с горячей водой мы наблюдаем типичное поведение обнаглевшего монополиста. Он готов быть неделями в ремонте, даже несмотря на то что продает воду. В нормальном деле чем дольше ремонт, тем страшнее убытки. Складывается ощущение, что выгода компании или ее менеджеров лежит где-то в другом месте, а не в продаже воды. Либо это подряды на капремонт сетей, либо подключения домов к сетям, либо...
- Знаю одно: если позволить, то можно просидеть без горячей воды и все лето. Дай только волю. Отключения горячей воды - рудимент старой коммунальной системы. Надо избавляться от него. Уверен, "Интер РАО" как почти государственная компания будет решать эту государственную задачу.
В этом году удивила мэрия. Вместо того чтобы защищать права населения на своевременное получение горячей воды, она встала на сторону нарушителя. Помнится, в прошлом году мэрия серьезно наезжала на монополиста и сетовала на маленькие штрафы. В этом году тишина. Видимо, договорились. Подготовили и согласовали "беспредельный" график отключений и тем самым сделали подарок "любимому" ресурснику. Вот бы САХу разрешили встать на капремонт всех контейнерных площадок и емкостей с отключением жителей от услуги по вывозу мусора на несколько недель.
А штрафы действительно смешные для монополиста. Нужно добиваться того, чтобы они были увеличены и мотивировали монополиста к законопослушному и этически правильному поведению.
Как сейчас его мотивировать? Никак. Остается только надеяться, что ремонтники уложатся хотя бы в сроки "беспредельного" графика".
Источник: Томские новости, 12.08.2016 г., №32 (848)