Точка зрения

06.07.2015

Мысли вслух о ЖКХ: часть четвертая

Чингис Цыренжапов, руководитель Томского союза собственников жилья, лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, канд. юрид. наук.

Есть в ЖКХ процессы на которые потребителю-заказчику жилищно-коммунальных услуг повлиять почти невозможно. Отладка этих процессов полностью в руках контролирующих (надзорных) и регулирующих органов разных уровней и мастей. Формирование и стимулирование процессов конкуренции среди поставщиков жилищных услуг – работа антимонопольных органов. Без этого даже в крупных городах мы никогда не увидим добросовестной конкурентной борьбы за потребителя среди управляющих компаний. Есть надежда, что внедрение лицензирования подтолкнет эти процессы в правильном направлении.

Особое внимание стоит уделить закупочной деятельности ресурсоснабжающих организаций, где потребитель (заказчик) коммунальной услуги точно бессилен. Публичная хозяйствующая организация – естественная монополия, которая в цивилизованном мире все же должна держать отчет перед обществом относительно своих затрат. Завышение закупочных цен на топливо, трубы, узлы, приборы и прочих, без сомнения, необходимых вещей является одной из причин деятельности ресурсника по принципу «правдами-неправдами собрать как можно больше».

Активному и неравнодушному потребителю-заказчику жилищно-коммунальных услуг непосильна также задача сделать так, чтобы все остальные вокруг него стали ответственными, грамотными и законопослушными собственниками жилья. И как следствие, заинтересованными соучастниками процесса управления своим многоквартирным домом. Это тоже государственная задача. Просвещение народа – государственное дело, либо это дело будет делать само государство, либо это будут делать его враги. Научить гражданина заботиться о своем доме, значит, научить его заботиться о своем городе, регионе, стране. А дальше результативный собственник жилья может своим примером показать остальным собственникам жилья, что порядок в доме возможен. Как это уже сделали по стране многие председатели ТСЖ и советов многоквартирных домов. Так что вполне решаемая задача для государства.

Наконец, собственник жилья даже при великом желании не сможет решить по-новому жилищный вопрос в стране. Можно долго и эмоционально на кухне судачить о плохом жилье в нашей стране. Между тем когда-то жилищный вопрос был худо-бедно решен именно за счет типовой застройки. Сейчас «хрущевки» нуждаются в капитальном ремонте. Как это сделать? Государство, понимая, что основная масса собственников жилья с равнодушием смотрит на разрушение жилья в стране, было вынуждено ввести новую систему капитального ремонта домов. Региональная система капитального ремонта похожа на пенсионную систему. Пока дома «молодые» они платят взносы для капитального ремонта «стареньких» домов, а потом сами могут рассчитывать на ремонт. Слабость системы видится в нежелании «молодых» домов участвовать в этой «пенсионной» системе и политизированности размеров взносов, а значит в неизбежности неконтролируемого финансового дефицита.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это на сегодня реформируемая отрасль. В состоянии преобразовании она будет (если без иллюзий) еще не меньше четверти века. Главное, чтобы с годами качество жизни людей в домах становилось лучше.


Вернуться к списку...
  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    НП "ЖКХ-Контроль" подготовил учебник "Кто хозяин в доме"

    Подробнее